Алексей Плешанов предлагает Вам запомнить сайт «Русская Семерка»
Вы хотите запомнить сайт «Русская Семерка»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Почему марийцы долго и упорно воевали с русскими

развернуть

Почему марийцы долго и упорно воевали с русскими

Самоназвание финно-угорского народа мари означает «мужчина, человек». Подобное же значение имело, очевидно, имя исчезнувшего народа меря, жившего в Центральной России. Некоторые лингвисты считают даже, что собственные названия всех финно-угорских народов Поволжья имеют сходную этимологию. Марийцы издавна делились на две большие группы: горных мари – на высоком правобережье Волги, и луговых мари – на низменном левобережье.

Русские называли марийцев черемисами. Происхождение этого имени неясно. Словом «црмис» называет этот народ хазарский каган Иосиф в письме к иудейскому сановнику халифа Кордобы в Испании Хасдаю ибн Шапруту (960 г.). По одной из версий, именование марийцев черемисами русские заимствовали у мордвы, по другой это термин тюркского происхождения, означающий «воинственный человек», и т.д.

Первые проникновения Руси на земли марийцев

В IX веке марийцы попадают в зависимость от Хазарского каганата, а в Х столетии – от Волжской Болгарии. Эти государства ограничивались, видимо, взиманием, лёгкой дани с марийцев и номинальным признанием их подданства, не вмешиваясь во внутренние дела марийцев и не посягая на их земли. Так продолжалось и после того, как власть Волжской Болгарии в Поволжье сменилась на господство Золотой Орды (XIII век), а позже – Казанского ханства (XV век).

По некоторым известиям, уже в XII веке какая-то часть марийцев платила дань владимиро-суздальским князьям. В конце XII столетия новгородские ушкуйники основали город Вятку в земле удмуртов и тогда же захватили марийский городок Кокшаров на месте нынешнего Котельнича.

Между русскими землями, с одной стороны, и Волжской Болгарией, а впоследствии Казанским ханством, с другой, часто велись войны. Марийцы обычно поддерживали противников Руси, поскольку те предлагали более лёгкую форму зависимости. Булгарам и татарам было достаточно уплаты дани. Они, будучи мусульманами, не посягали на традиционную языческую религию марийцев. Экспансия же русских грозила марийцам потерей лучших земель для хлебопашества вдоль рек и насильственным крещением.

Присоединение горных марийцев

В 1523 году, во время очередной войны с Казанью, московский великий князь Василий III направил от Нижнего Новгорода по Волге войско под командованием своего ставленника на казанский престол Шиг-Алея и московских воевод, князей В. Шуйского и Б. Горбатого. Они, по словам Н.М. Карамзина, «воевали неприятельскую землю, убивая, пленяя людей на берегах Волги». Это могли быть действия только против подданных Казани – марийцев и чувашей, а не против татар, так как до Казани войско не дошло. Это же войско основало в устье Суры, на земле горных мари, крепость Васильсурск, сыгравшую большую роль в последующем завоевании Казанского царства.

В 1551 году горные мари, жившие в окрестностях Васильсурска и новой русской крепости Свияжска, принесли присягу на подданство Москве. Иван IV тут же заставил их воевать против Казани, в которой ему удалось воцарить Шиг-Алея. Вскоре начались события, окончившиеся ликвидацией Казанского царства. Воеводы Ивана IV, воспользовавшись очередной смутой в Казани, свели Шиг-Алея с престола и инспирировали прошение части казанских вельмож о принятии Казани в прямое московское подданство. Но в ответ на это поднялась и победила другая партия, отстаивавшая независимость Казани. Это эхом отозвалось и в народах Среднего Поволжья. Горные мари тут же восстали против Москвы. Прежде чем идти на Казань, войску Ивана Грозного пришлось усмирять это восстание, что и было им сделано летом 1552 года.

Начало войн с луговыми марийцами

Окончательное покорение луговых мари растянулось на значительно более долгий срок. Во время осады Казани осенью 1552 года русское войско предприняло поход на луговых марийцев, постоянно тревоживших его нападениями с тыла. Падение Казани не смирило марийцев. Война с ними (1-я Черемисская) шла ещё пять лет. Пороху в огонь подсыпала попытка московских наместников наложить ясак (натуральную подать) на марийцев. Те убили (зимою 1552/53 г.) двух московских дьяков и поднялись на восстание.

Карательные походы на марийцев начались весной 1553 года. Отряд воеводы Б. Салтыкова, выступивший из Казани, был наголову разгромлен повстанцами. Но другие отряды навели страху на марийцев, а также чувашей и татар. Зимою 1553/54 г. С. Микулинский, И. Шереметев и А. Курбский истребили, по свидетельству летописца, 10 тысяч неприятелей и более 20 тысяч, в том числе 15 тысяч женщин и детей, захватили в рабство. И. Мстиславский и М. Глинский захватили 1600 знатных марийцев и всех умертвили. Весной 1554 года Иван Грозный наградил своих воевод и отпраздновал окончательное покорение марийской земли.

Праздновать, однако, ему пришлось недолго. Уже летом 1554 года марийцы снова поднялись под руководством своего героя Мамич-Бердея. Организованная им борьба длилась два года. Только предательски захватив его в плен и убив, московские воеводы в 1556 году сумели переломить ход войны в свою пользу. Весной 1557 года оставшиеся луговые марийцы согласились сложить оружие и принести присягу на подданство Москве.

Окончательное завоевание марийцев

Произвол московских наместников и дьяков вновь заставил марийцев взяться за оружие в страшные для всей России годы Опричнины. Воспользовавшись шоком Ивана Грозного после сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем, в 1571 году сын Мамич-Бердея Качак поднял восстание (2-я Черемисская война). В 1574 году оно было подавлено.

Последнее восстание (3-я Черемисская война) было самым мощным. Как и во время 1-й войны, вместе с марийцами против московского господства выступили чуваши и часть казанских татар. На этот раз, зимой 1581/82 г., первыми восстали горные марийцы. Им удалось нанести поражение русским войскам. Иван Грозный приказал подвергнуть своих воевод публичному унижению, а вернувшихся воинов бить палками. Но и карательные походы 1583 года обернулись поражением и позором для московской рати. До конца своих дней (март 1584 г.) Иван Грозный так и не успел увидеть смирение непокорных марийцев. Их восстание было окончательно подавлено только в первые годы царствования его сына Фёдора, при фактическом правителе Борисе Годунове.

«Сии дикари свирепые, – пишет Карамзин про луговых марийцев в этой их войне за независимость, – озлобленные, вероятно, жестокостию царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и вертепах, летом и зимою; хотели независимости или смерти».

У марийцев отобрали их лучшие пахотные земли вдоль Волги и Вятки, что наглядно показывает цель русской экспансии и мотивы ожесточённого сопротивления марийцев. Марийцам было также запрещено заниматься кузнечным ремеслом (чтобы не ковали себе оружия), а также оставаться в городах в тёмное время суток. Такая политика сегрегации, несмотря на принудительную христианизацию, вероятно, способствовала сохранению частью марийцев своей национальной религии.

 


Источник →

Ключевые слова: Казань, Народы
Опубликовано 20.04.2018 в 18:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Язов Антон
Язов Антон 21 апреля, в 09:58 автор иди лучше работай лопатой!
Текст скрыт развернуть
4
Владимир Полищук
Владимир Полищук 21 апреля, в 11:05 Автор статьи вероятно сидит на американской зарплате. Текст скрыт развернуть
3
Андрей Дербышкин
Андрей Дербышкин 21 апреля, в 11:49 это надо же так долго и упорно с русскими сражаться что бы до сих пор быть под татарами Текст скрыт развернуть
4
Владимир Балаев
Владимир Балаев 21 апреля, в 15:13 В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ВОЕВАЛИ ВСЕ, ОДНИХ УСОБИЦ МЕЖ КНЯЗЬЯМИ БЫЛИ СОТНИ!
Так что же говорить о конфликтах между разноязычными народами с разной культурой и мировоззрением...
Текст скрыт развернуть
2
Александр Серов
Александр Серов 21 апреля, в 20:26 Все верно изложил автор. Архивные материалы о жестокости завоевательных походов на марийцев (особенно, горных) и чувашей носили почти карательные методы. Это вызывало ненависть к московскому царству не только среди простых аборигенов, но и местных князей. Василию III доклады о зверствах его бояр были безразличны. 
Ситуация стала меняться с приходом его сына. Еще в 1547 г.  Иван IV, после известий о кровавых методах своих бояр по принуждению горных марийцев и чувашей православию, выпустил своеобразное наставление, в котором, в частности, писалось: "Давно твержу неустанно и советую не творить в новых местах басурманские ответы и звериную неуёмность. Всем служителям церкви прививать на новых местах наше православие не мечём и огнём, а любовью и ласкою.  Ослушники нынешние получили по заслугам. Не желал бы в другорядь слышать о непристое. Не думайте, что Бог высоко, а царь ваш далеко". И т.д. примерно в том же духе.
Действительно Казанское ханство не притесняло местное население, кроме одного - кражу (экспроприацию) красивых девушек и пацанов-подростков (исключительно для воспитания воинов, а не для того, о чем можно подумать). Были набеги с этой целью на селения марийцев и чувашей. Поэтому, в основном, эти этносы строили свои жилища у естественных укрытий (лес, овраги, лощины), чтоб в случае беды скрываться бегством. Не погонятся же татары с лошадьми или лодками по лесам ловить сбежавших. 
Необходимо отметить, что после прихода к власти Ивана IV в большинстве случаев соблюдался мирный переход марийцев и чувашей из язычества в православие. После взятия Казани марийцы и чуваши, участвовавшие на стороне России, получали значимые преференции: выделение земельных угодий (закрепление ранее имевшихся землевладений) независимо от сословного происхождения, освобождались от ясака на 5 лет, получили первоначальное крупное денежное вознаграждение (простые - серебряными "чешуйками", более знатные - золотом), в течение 5 лет получали нехилое жалованье. Некоторые из обласканных царём не приняли православие, остались в своей вере, но было строго-настрого запрещено представителям московской таких людей притеснять.
Те, кто не участвовал в походе на Казань (оказался нейтральным) облагался ясаком в 3,5% (при татарах ясак был 2,5%), что тоже не стимулировало к любви московской власти. Ярые противники московских порядков подлежали преследованию вплоть до смертной казни (в зависимости от проступка).
Только через 300 лет у марийцев появилась своя грамота. Заниматься кузнечным ремеслом марийцам и чувашам было запрещено аж до конца Российской Империи.
С нынешней точки зрения дивана и его владельца без знания Истории неприемлемо осуждать, а, тем более, "болеть" как в хоккее за ту или иную сторону, потому что глупость сразу видна будет.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Популярное за неделю
Маршал Жуков против воров в законе: что случилось в Одессе в 1946 году

Маршал Жуков против воров в законе: что случилось в Одессе в 1946 году

У историков существуют различные точки зрения на то, проводилась ли вообще в послевоенной Одессе операция «Маскарад», показанная в известном сериале «Ликвид

14 сен, 18:32
+14 3
ППШ-41: как стрелял легендарный советский автомат

ППШ-41: как стрелял легендарный советский автомат

ППШ-41 в годы Великой Отечественной войны был самым массовым и известным пистолетом-пулеметом в СССР. Создателем этого легендарного оружия, которое солдаты

13 сен, 03:50
+5 0
Какие орехи нельзя есть мужчинам

Какие орехи нельзя есть мужчинам

Пользу от употребления орехов как для женщин, так и для мужчин можно перечислять очень долго. Грецкий, кешью, миндаль, арахис, кедровый, мускатный, фундук,

16 сен, 07:10
+2 0
Сейчас обсуждают
Как воры в законе поступали с отступниками

Как воры в законе поступали с отступниками

Вор в законе – элита преступного мира, член очень замкнутой касты, которая живет по своим законам и подчиняется только своим внутренним правилам. И нет для

18 сен, 09:15
-1 1
Как итальянские кавалеристы полка «Савойя» разбили два советских батальона

Как итальянские кавалеристы полка «Савойя» разбили два советских батальона

Утром 24 августа 1942 года итальянские кавалеристы из полка «Савойя» в конном строю атаковали и разгромили пехотные части 304-го сибирского полка. В итальян

16 сен, 18:25
0 1
Казахи и киргизы: чем они отличатся

Казахи и киргизы: чем они отличатся

Расхожее мнение, что киргизы и казахи практически ничем не отличаются друг от друга, в корне неверно. Несмотря на заметное сходство некоторых обычаев и трад

16 сен, 13:00
0 1
Читать

Поиск по блогу

Русская Семёрка на Яндекс Дзен
Мы в Telegram